перед выбором – по чему экспонировать будем?
По теням или по свету? Выбирают обычно тени
(если не планируется силуэтный снимок),
а насчет пересвета только вздыхают – дескать,
ничего не поделаешь, нужно расставлять приоритеты.
Не нужно.
К
сожалению, наличие на картинке метафорического дедушки Ленина,
призванного впечатлить зрителя, никак и никогда не оправдывает того
безобразия, что творится в верхней части кадра.
Примем за аксиому утверждение – в хорошем снимке все должно быть гармонично. То есть, применимо к нашей теме, – никаких белых пятен вместо неба. Естественно, мы понимаем, что редкая птицы долетит до середины Днепра, а редкая камера умудрится повторить подвиг человеческого глаза и нормально проэкспонировать и небо, и землю, и то, что между ними. Для этого нужны весьма специфические условия.
Однако, если мы поставили перед собой цель все-таки увидеть небо на фотографии, перед нами есть как минимум три пути.
Примем за аксиому утверждение – в хорошем снимке все должно быть гармонично. То есть, применимо к нашей теме, – никаких белых пятен вместо неба. Естественно, мы понимаем, что редкая птицы долетит до середины Днепра, а редкая камера умудрится повторить подвиг человеческого глаза и нормально проэкспонировать и небо, и землю, и то, что между ними. Для этого нужны весьма специфические условия.
Однако, если мы поставили перед собой цель все-таки увидеть небо на фотографии, перед нами есть как минимум три пути.
Путь первый, относительно честный.
Слишком
мало времени на съемку, пасмурная погода и невнятное серое небо,
отбеливающееся на фотографии, неожиданный пересвет. Понятные и нередко
возникающие проблемы. Если в остальном снимок хорош, и хочется им
поделиться с общественностью, не краснея за неудачную его половину,
пересмотрите свою коллекцию снимков. Наверняка встретится несколько
кадров, на которых как раз небо-то и удалось. Подберите картинку, на
которой освещение наиболее соответствует освещению на «рабочем» снимке.
Дальнейшее – дело техники. В фотошопе наложите картинку с небом на ту,
где его нет, и удалите все лишнее с верхнего (с небом) слоя. Думаю, у
всех, кто умеет работать с ФШ, есть свои рецепты и алгоритмы.
Путь второй, нечестный.
Если
рисование никогда вас не пугало, смело беритесь за фотошопную кисточку
и рисуйте небо. Если на снимке ясный безоблачный день, можно
воспользоваться градиентом, если нет – дизайн облаков за вами.
Естественно, стоит критически оценивать реалистичность получающегося
неба и его стыковку с остальными объектами на снимке.
Кто-то
скажет, что получатся «ненастоящие» фотографии. Кто-то презирает
фотошоп, считая его недостойным настоящего фотографа. Кто-то решит, что
лучше уж пересвеченный, но «живой» снимок, дескать – уж что смогли.
Всем этим людям хочется напомнить о том, что зритель оценивает
окончательный результат. То, что вы ему покажете, передадите. Он не
сможет оценить ваше тонкое видение и недрогнувшую руку, если снимок
окажется откровенно «сырым». Не бойтесь совершенства, как справедливо
заметили древние, нам его все равно никогда не достичь.
Путь третий, разумный.
Обзаведитесь
штативом или объективом с качественным стабилизатором. Всегда (!),
когда есть опасность «убить» небо или тени, делайте минимум два снимка.
Один – экспонированный по небу, другой – по теням. В идеале должен быть
еще и третий снимок – нечто среднее, что потом позволит сбалансировать
изображение. От брекетинга еще никто никогда не умирал и не проигрывал,
честное слово. Совместите снимки в ФШ или другой удобной для вас
программе, немного поработайте и получите идеально экспонированный
снимок. Да, придется потратить немного времени, усилий и места на
флешке, но все это стоит конечного результата.
Последнее слово о RAW
И
последний совет – не довольствуйтесь малым. Если снимок всем хорош, но
есть несколько провальных мест - приложите усилия и исправьте их, не
ждите, что зритель простит неудачи, пораженный красотой удачных
фрагментов. Если есть возможность – снимайте в формате RAW, при толике
умения это решит массу проблем с экспонированием и балансом белого.
Конечно, RAW не спасет, если были допущены какие-либо серьезные ошибки
при съемке, но от мелких неприятностей избавит точно. Работая в RAW, вы
сможете получить несколько различно экспонированных изображений
(полученных из одного кадра в этом формате), а после спокойно
совместить их, проработав все требующиеся аспекты.