Пятница
17.05.2024
02:10
 

Сайт
Тимура Соколова

ICQ 325225332
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Разделы новостей
Видео обучение [5] Советы [75]
Новости [18] Книги [10]
Журналы [1] Интересное не по теме [18]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 302


Главная » 2009 » Март » 20 » Подробно о вспышках-2
Подробно о вспышках-2
23:24

Учет расстояния до объекта съемки

3D Multi-Sensor Balanced Fill-Flash

Фирма Nikon, совершенствуя свои аппараты, реализовала несколько другой вариант повышения точности управления согласованными вспышками, построенный на учете расстояния до объекта съемки и использовании отдельного многозонного датчика, оценивающего серию предвспышек. Эта система получила название «3D Multi-Sensor Balanced Fill-Flash» (пространственная мультисенсорная сбалансированная заполняющая вспышка). В отличие от системы E-TTL, серия тестирующих предвспышек (Monitor Pre-flashes в терминологии Nikon) излучается сразу после подъема зеркала, но еще до срабатывания затвора. Свет тестирующих предвспышек, отраженный от объекта съемки, прошедший через объектив и отраженный от шторок затвора, воспринимает специальный многозонный сенсор в камере. По результатам замеров тестирующих предвспышек многозонным датчиком и информации до главного объекта съемки, передаваемой в камеру объективами Nikkor D- и G-типа, компьютер аппарата рассчитывает величину основного импульса вспышки. Также возможна реализация подобного режима и без серии предвспышек.

Комбинированные системы

ADI-управление вспышкой

На пути дальнейшего повышения точности экспонирования со вспышкой логичной идеей стало объединение обоих подходов, реализованных в системах 3D и E-TTL, — одновременное использование предвспышки и матрицы замера с большим количеством датчиков и информации о расстоянии до главного объекта съемки, передаваемой встроенным в объектив дальномером. Примером может служить система ADI (Advanced Distance Integration — учет расстояния до объекта) с предвспышкой, используемая на аппаратах Minolta Dynax текущей линейки. Камера рассчитывает необходимую энергию импульса вспышки в соответствии с расстоянием до объекта съемки, уровнем естественного света и результатом оценки отражающей способности объекта съемки и фона.

В системе ADI и измерение интенсивности естественного света, и оценка результатов предвспышки (излучаемой после нажатия на кнопку вспышки, но перед поднятием зеркала) производятся одной и той же 14-зонной матрицей сотового экспозамера, как и в системе E-TTL, поэтому сравнение естественного и вспышечного света производится максимально корректно. Параллельно производится расчет необходимой энергии импульса, исходя из ведущего числа вспышки и расстояния до объекта съемки (как в системе 3D). В итоге компьютер сопоставляет результаты обоих ветвей расчета, идентифицирует сюжет (дополнительно используя данные системы автофокусировки и датчик положения аппарата) и определяет необходимый вклад света вспышки. Избыточное количество информации об объекте съемки позволяет такой комбинированной системе безошибочно определить энергию вспышки, достаточную для правильного экспонирования даже в случаях, когда кадр имеет явные «проблемы» — например в нем присутствуют обширные отражения от блестящих поверхностей или явный контровый свет.

На таком же принципе (использование предвспышки с обработкой ее результатов матрицей, используемой для замера естественного света, и учет расстояния до объекта съемки) построены и другие новейшие системы управления вспышками — E-TTL II у Canon (применена на профессиональном D-SLR Canon EOS 1D mark II и на пленочных аппаратах Canon EOS 30V / 33V) и i-TTL у Nikon (используется в цифровых SLR Nikon D2H и Nikon D70).

Вспышка на цифровых аппаратах

Появление цифровых фотоаппаратов, использующих вместо пленки матрицу, задало новые стандарты для систем контроля внешней вспышкой. Во-первых, к точности определения экспозиции для цифровой матрицы предъявляются даже более жесткие требования, чем в случае с пленкой. Во-вторых, на цифровиках нельзя использовать обычный TTL-OTF замер. Ведь благодаря тому, что диффузное отражение от поверхности матрицы отсутствует, оказывается невозможным проводить непосредственно в процессе экспонирования измерение количества света, падающего на матрицу. Вот тут и пригодилось одно общее свойство, объединяющее все самые современные алгоритмы работы со вспышкой.

Как нетрудно заметить, все они не используют для управления вспышкой датчик TTL-замера, воспринимающий отраженный от пленки свет. Вместо этого используется предвспышка, обрабатываемая многозонным приемником. Поэтому большая часть таких систем практически в неизменном виде «перекочевала» с пленочных аппаратов на цифровики (например — E-TTL у Canon, ADI у Minolta, P-TTL у Pentax). Некоторых доработок потребовала лишь никоновская система 3D, которая в «цифровом» варианте получила название «D-TTL». В любом случае важно отметить следующее: цифровые аппараты, в отличие от пленочных, гораздо более критичны к поддержке навесной вспышкой соответствующих алгоритмов управления.

Совместимость

От описания различных «продвинутых» алгоритмов управления вспышкой самое время перейти к весьма важной теме — совместимости вспышек и аппаратов. Под термином «совместимость» мы имеем в виду возможность совместной работы вспышки и аппарата в соответствующих автоматических режимах без возникновения каких-либо проблем. При использовании на аппарате вспышки со встроенной автоматикой (или полностью ручной вспышки) каких-либо явных проблем совместимости практически никогда не возникает. Ведь эти системы по существу независимы, а связь с аппаратом минимальна — синхроконтакт аппарата лишь запускает вспышку в момент полного открытия затвора.

TTL-управление вспышкой уже требует расширенного информационного обмена между аппаратом (где находится датчик вспышечного TTL-замера и обслуживающие его электронные схемы) и самой вспышкой. Фирмы-производители фотоаппаратов никогда не старались стандартизировать друг с другом ни расположение на «горячем башмаке» дополнительных информационных контактов, необходимых для управления вспышкой, ни алгоритмы и сигналы этого управления. Поэтому для реализации возможности TTL-управления вспышкой каждому аппарату требуется своя (так называемая «согласованная») вспышка, то есть имеющая соответствующий набор функций и интерфейс управления. Согласованные вспышки изготовляются как производителями фотоаппаратуры, так и «независимыми» производителями. Последние практикуют выпуск в пределах одной модели целой гаммы вспышек, практически одинаковых как внешне, так и функционально, но приспособленных для работы с разными системами фотоаппаратуры.

Изящное и оригинальное решение для согласования вспышек своего производства с самыми различными моделями фотоаппаратов разных производителей было предложено в свое время немецкой компанией Metz. Это очень известная и популярная даже сейчас система сменных адаптеров SCA-300. На вспышку Metz, приспособленную для работы с адаптерами SCA-300, достаточно было надеть соответствующий модели аппарата системный адаптер, чтобы получить полностью совместимую системную вспышку, отрабатывающую важнейшие функции — TTL-контроль, индикацию в видоискателе готовности вспышки и срабатывания вспышечной автоматики. Система адаптеров SCA-300 оказалась настолько удачной, что она стала стандартной для вспышек других немецких производителей — Osram и Сullmann. Для автофокусных фотоаппаратов, имеющих более развитый интерфейс вспышка-аппарат, фирмой Metz предлагается аналогичная система SCA-3000, а сейчас на смену ей пришла система SCA-3002, обеспечивающая поддержку самых «продвинутых» систем управления вспышкой.

Впрочем, алгоритмы простого TTL-управления вспышкой и аналоговая система обмена информацией между аппаратом и вспышкой достаточно просты. Классический TTL-замер в случае с «неродной» вспышкой либо полностью работает, либо совсем не работает. Определить этот факт несложно уже после первых же отснятых кадров. Поэтому воссоздать во всех подробностях как интерфейс аппарат-вспышка, так и протокол обмена между ними при обычном TTL-замере удалось без проблем большинству независимых производителей, начиная от самых именитых (Metz) и заканчивая совершенно неизвестными южно-азиатскими компаниями.

Современные цифровые системы обмена информацией и управления вспышкой значительно более сложны. Поэтому у одних «независимых» производителей «взломать» алгоритмы управления оригинальных вспышек и воссоздать их в своих изделиях получилось лучше, а у других — хуже. В любом случае 100% совместимости реально можно ожидать только от «родных» вспышек. А от изделий «независимых» производителей вполне можно ожидать некоторых проблем с реализацией каких-нибудь режимов или функций (в редких случаях даже доходящих до проявлений частичной несовместимости с некоторыми моделями аппаратов). Возможно, что эта причина приводит к устойчивому спросу на более дорогие, но гарантированно совместимые по всем режимам «родные» системные вспышки, даже несмотря на доступность в продаже согласованных вспышек «независимых» производителей, отличающихся как меньшей ценой, так и зачастую большей функциональной насыщенностью.

Полезные режимы и функции вспышки

Подсветка системы АФ

Системы автофокусировки большинства зеркальных фотоаппаратов работают в достаточно широком диапазоне освещенности объекта съемки. Однако при низком уровне освещенности и уменьшении светосилы используемого объектива система автофокусировки становится гораздо менее «цепкой» и быстрой, с большим трудом наводя объектив на резкость. А если еще и контраст объекта съемки оказывается совсем невысоким, то система автофокусировки может «забастовать» и при достаточно высокой освещенности и светосильной оптике. Для того чтобы избежать таких неприятных последствий, практически все навесные системные вспышки оснащены расположенным на передней панели специальным светодиодным прожектором подсветки системы автофокусировки.

Такой прожектор включается по команде аппарата и «рисует» на объекте съемки довольно яркую и четкую «полосаточку» красного цвета. По этой полосатой фигуре система автофокусировки с легкостью наводит объектив на резкость не только в полной темноте, но и в других условиях, когда контраст объекта съемки невелик (например при контровом свете) или даже практически отсутствует.

Съемка в отраженном свете

Лобовой свет от вспышки имеет весьма неприятную, но столь же характерную особенность: он практически не образует теней, выявляющих фактуру и форму объекта съемки. Зато особенно при съемке вертикальных кадров, когда вспышка располагается сбоку от аппарата, могут образовываться довольно уродливые тени, тянущиеся от объекта съемки к фону. Впрочем, от появления неприятных теней при вертикальном кадре можно застраховаться, располагая вспышку при съемке всегда над объективом. Сделать это можно при помощи, например, подсоединения вспышки к аппарату посредством специального кабеля либо при помощи дистанционного беспроводного режима управления вынесенной вспышкой. Тогда получившиеся тени будут уходить вниз, что в большинстве случаев выглядит вполне приемлемо и естественно.

Все же остальные недостатки вспышки «в лоб» никуда не денутся — лобовой свет все так же будет скрадывать объем и форму предмета съемки, а фон (особенно удаленный) будет значительно темнее, чем передний план. И такое распределение света не может быть исправлено экспокоррекцией, вводимой как в «+», так и в «-». Однако при съемке в помещениях можно воспользоваться отраженным от потолка светом («bounce flash» в англоязычной литературе). Этот метод дает возможность получать снимки с мягким и приятным световым рисунком, отлично выявляющим форму и объем всех предметов, попадающих в кадр как на переднем, так и на заднем плане, причем последний в этом случае уже будет освещен вполне естественно. Использовать отраженный от потолка свет можно, если вспышка достаточно мощная, а ее осветитель может отклоняться в вертикальном направлении (при съемке горизонтальных кадров) и в горизонтальном направлении (для вертикальных кадров).

Дистанционное беспроводное управление

В этом режиме аппарат управляет без проводов одной или несколькими вынесенными вспышками посредством специальных кодированных сигналов, излучаемых в видимом диапазоне руководящей вспышкой или в инфракрасном диапазоне — специальным контроллером, установленными на аппарате. Главное условие, необходимое для работы таких систем, — расположение ведомых вспышек на небольшом расстоянии (до нескольких метров) и обеспечение прямой видимости между вспышкой и контроллером. Самые продвинутые системы дистанционного беспроводного управления вынесенными вспышками могут одновременно использовать две или три группы вынесенных вспышек, каждая из которых вносит свою определенную долю в создание освещенности кадра. Режимы дистанционного беспроводного управления вспышками, разработанные разными производителями, достаточно сильно различаются как по методам реализации и возможностям, так и по необходимому для этого оборудованию. Поэтому, если вы планируете использовать системы дистанционного беспроводного управления вспышками, не пожалейте времени на детальное ознакомление с документацией на аксессуары, применяемые в этих системах. Список их мы привели в описаниях систем вспышек каждой из ведущих фирм.

Моделирующий свет

В режиме дистанционного беспроводного TTL-управления вынесенными вспышками весьма полезна функция моделирующего света, имеющаяся на некоторых системных вспышках. В режиме моделирующего света вспышка испускает короткие маломощные импульсы света, следующие один за другим с большой частотой. Такой свет позволяет проконтролировать еще до съемки направление и форму теней и бликов, которые потом будут на снимке.

Ручной режим с делением энергии

В этом режиме ни камера, ни сама вспышка не занимаются автоматическим определением необходимой энергии вспышки. Энергия вспышки задается фотографом вручную. Недорогие любительские вспышки могут не иметь ручного режима контроля энергии, а профессиональные приборы позволяют равномерно регулировать энергию вспышки от полного разряда до весьма малой части (1/256 у некоторых вспышек Metz) шагами от 1 до 1/3 ступени. Ручное управление энергией вспышки удобно тогда, когда есть время и возможность подсчитать необходимую для точного экспонирования пленки энергию вспышки, исходя из диафрагмы, чувствительности пленки и расстояния от вспышки до объекта съемки. При этом вспышки могут помочь фотографу установить необходимую диафрагму или мощность импульса вспышки, самостоятельно вычисляя и индицируя на ЖК-дисплее оптимальное расстояние до объекта съемки. Потребность в ручном режиме чаще всего может возникнуть при съемке объекта, на котором автоматика может ошибиться.

Стробоскопический режим

Режим, когда вместо одного импульса вспышка излучает несколько импульсов с точно отмеренной энергией и следующих друг за другом через точно отмеренные промежутки времени, называется стробоскопической вспышкой. Такой режим часто используется в научной и технической фотографии для запечатления на одном кадре пленки сразу нескольких следующих друг за другом фаз процесса движения. Необходимая диафрагма при использовании стробоскопического режима определяется исходя из мощности единичного импульса, расстояния до объекта съемки и чувствительности пленки, а кратчайшая выдержка устанавливается не меньшей, чем сумма всех промежутков между импульсами.

«Медленная» синхронизация

Системы замера постоянного света и TTL-замер вспышки работают, по существу, автономно друг от друга. Поэтому при съемке со вспышкой в условиях невысокого уровня естественной освещенности можно попытаться избавиться от черного (или, как фотографы говорят, «проваленного») заднего плана. Сделать это можно путем установки скорости затвора не на кратчайшей выдержке полного открытия затвора, а рассчитать ее так, чтобы задний план, который вспышка практически не освещает, получил достаточную экспозицию за счет постоянного естественного света. Вот такой режим и называется режимом «медленной» синхронизации. Активируется он в разных аппаратах по-разному.

В аппаратах Canon EOS «медленная» синхронизация может быть включена при установке селектора программ на режим Av, в аппаратах Nikon — при выборе типа синхронизации «slow» или «rear», а в аппаратах Minolta — при нажатии и удержании во время экспонирования кадра кнопки «AEL / slow sync». В этих режимах фотоаппараты сами подбирают необходимую для проработки заднего плана выдержку затвора. При выборе «медленной» синхронизации в большинстве систем также автоматически уменьшается и энергия вспышки. Аналогично работает программа «ночной портрет», имеющаяся в большинстве любительских фотоаппаратов. Кроме того, режим, аналогичный «медленной синхронизации», можно реализовать и вручную — самостоятельно установив соответствующую оптимальной проработке фона выдержку в ручном («M») режиме экспонирования и введя экспокоррекцию в систему управления вспышкой. Не лишним будет добавить, что в зависимости от длительности выдержки, требуемой в режиме медленной синхронизации, для получения резкого снимка может понадобиться штатив.

Синхронизация по второй шторке затвора

Обычно синхроконтакт в фотоаппарате построен так, что запускающий импульс вспышка получает тогда, когда затвор фотоаппарата откроется полностью. Однако некоторые современные фотоаппараты могут допускать изменение настройки типа синхронизации на так называемую синхронизацию по второй шторке затвора (обычно обозначаемой как «rear»), то есть режима, при котором запуск вспышки происходит перед тем, как вторая, закрывающая, шторка затвора начнет свое движение. Естественно, на кратчайшей выдержке полного открытия затвора оба эти режима работают идентично — в момент, когда первая шторка полностью открыла кадровое окно фотоаппарата, начинает движение шторка номер два. Разница между режимами обычной синхронизации и синхронизации по второй шторке становится очевидной тогда, когда текущая выдержка превышает кратчайшую выдержку полного открытия затвора.

Поэтому в некоторых системах (например в аппаратах Nikon) включение синхронизации по задней шторке автоматически приводит к активации режима «медленной» синхронизации (режим «rear slow sync.»). Но это все технические подробности. Для чего же можно применить этот режим? При съемке со вспышкой на длительных выдержках движущихся отражающих и светящихся объектов на снимках возникает неприятный эффект — треки (смазанные изображения) этих объектов, получившиеся за счет длительной экспозиции, оказываются не позади резкого контура, экспонированного светом вспышки (как было бы привычно для нашего восприятия), а наоборот — впереди. То есть создается зрительное впечатление того, что объект движется не вперед, а назад. Для устранения такого недоразумения и служит синхронизация по задней (второй) шторке затвора.

Экспокоррекция системы управления вспышкой

В случае одновременного использования при съемке как естественного света, так и света вспышки общая экспокоррекция может лишь привести к изменению общего уровня экспозиции, но не может изменить баланс экспозиций, создаваемых вспышкой и окружающим светом соответственно. Изменить световой рисунок в этом случае поможет вмешательство в работу системы управления вспышкой. Этот вид экспокоррекции действует только на систему управления вспышкой, не затрагивая работы системы экспонирования постоянным светом. Введение дополнительной экспокоррекции на вспышку позволяет еще более тонко, направленно и осмысленно балансировать естественный свет и свет от вспышки. Впрочем, современные системы даже в автоматических режимах достаточно хорошо справляются с довольно сложной задачей создания оптимального баланса в режиме сбалансированной вспышки-подсветки. Поэтому отдельная экспокоррекция на вспышку доступна в основном лишь на профессиональных и полупрофессиональных моделях аппаратов.

Нюансы, возникающие при съемке со вспышкой

«Красные глаза»

При съемке со вспышкой в помещении нередко обнаруживается весьма неприятный эффект — глаза людей на фотографиях становятся красными и светящимися, особенно в темноте. Естественно, для борьбы с этим неприятным явлением нужно разобраться в его причинах. Подобный эффект «свечения» происходит и в так называемом «сферическом отражателе», который представляет собой сферу из преломляющего свет материала. Луч света, попадая на такой отражатель, преломляется в нем на 180 градусов, а значит, отражается туда, откуда пришел. Направление, откуда пришел луч света, при этом роли не играет. Впрочем, с названием «сферический отражатель» знакомы немногие, хотя почти все сталкивались с его использованием.

К примеру, светящаяся краска на автомобильных номерах и дорожных знаках имеет в своем составе множество мелких стеклянных шариков. Глаз отражает свет точечного источника практически так же, как и стеклянные шарики в световозвращающей краске, поскольку в конструкцию глаза также входит шар из прозрачного материала — стекловидное тело. Красный цвет отражению света в глазах человека придает зрительный белок родопсин, наиболее чувствительный к зеленому свету. Если угол между источником света (вспышкой) и объективом достаточно маленький, то глаза будут светиться в темноте ярко-красным светом. Также на заметность этого эффекта влияет открытие зрачка. Если зрачки полностью открыты (в темном помещении), то яркие красные глаза «поймать» на снимке проще всего. В случае же, когда помещение достаточно светлое или когда в поле зрения фотографируемых попадают яркие лампочки, зрачки сужаются и практически избавляются от красного отсвета.

Бороться с эффектом «красных глаз» можно тремя путями. Первый вариант — использовать не направленный, а рассеянный свет (например отраженный от потолка или от специального белого «лопуха»-отражателя). Второй вариант — увеличение угла между вспышкой и объективом. Этому помогает применение не встроенной, а внешней вспышки, расположенной достаточно далеко от объектива, а также использование небольших дистанций (2—4 метра) при съемке со вспышкой в темном помещении. Третий вариант — уменьшение эффекта «красных глаз» за счет аккомодации (сужения зрачка), вызываемой включаемым предварительно (примерно за 1 секунду до спуска затвора) ярким светодиодом (или лампочки) на передней панели аппарата или несколькими маломощными предвспышками. В этом случае интенсивность отраженного глазом света значительно падает. Кстати, время сужения зрачка при аккомодации у сильно уставшего или хорошо выпившего человека значительно увеличивается. Может, поэтому на застольных фотографиях «вампиры» встречаются чаще всего?

«Провалы» на заднем плане

Кадры, снятые со вспышкой в помещении, чаще всего нетрудно узнать по выбеленным лицам на переднем плане и полной темноте вместо фона. Выглядит эта картина не слишком естественно, да и невозможность разглядеть на снимках задний план делает их сильно похожими друг на друга. Тем не менее попытаться «спасти положение» — вполне реально, и сделать это несложно. Для начала вспомним, что освещенность обратно пропорциональна расстоянию до объекта съемки. Поэтому если при съемке задний план находился далеко, то вспышка его практически не осветит в сравнении с более близким передним планом. Сделать более светлым и «читаемым» задний план можно, если расположить фотографируемых и задний план по возможности ближе друг к другу. Дополнительного выравнивания яркости переднего и заднего планов на снимках можно достигнуть за счет использования при съемке более длиннофокусной оптики. Это приведет к увеличению расстояния как до переднего, так и до заднего плана. Однако за счет того, что дистанция между передним и задним планом не изменилась, соотношение расстояний от фотоаппарата до заднего и до переднего планов станет меньше. А значит, разница в экспозициях для заднего и переднего планов будет значительно меньше, и фотография будет выглядеть заметно лучше.

Вспышкой — в потолок?

Еще более радикально можно решить вопрос с естественностью фотографий при съемке в помещении, если перейти от «прямой» вспышки к использованию отраженного света. Для этого нужно развернуть головку осветителя, направив ее на отражающую свет поверхность. Чаще всего в роли такой большой отражающей поверхности используют потолок. Обычный потолок (отделанный белыми обоями, потолочными панелями, побеленный или окрашенный белой матовой краской) отражает свет не зеркально, а диффузно. Это значит, что каждую точку в пределах светового пятна, образуемого на потолке светом вспышки, можно принять за вторичный источник света, который излучает свет одинаково во все стороны. И поскольку такие мельчайшие вторичные излучатели занимают достаточно большую площадь потолка, то свет от них будет с одной стороны достаточно мягким, одинаково хорошо освещающим не только объект съемки, но и фон.

Что нужно учитывать еще для того, чтобы кадр при использовании отраженного света был удачным? Нужно помнить, что при отражении и рассеивании света от потолка теряется очень много энергии. Поэтому применять для съемки в отраженном свете есть смысл только достаточно мощные вспышки. В ряде случаев (например при съемке в помещении с высокими потолками) желательно также использовать светосильную оптику и высокочувствительные пленки.

Цвет поверхности, от которой отражается свет, также имеет важное значение: отраженный от белого потолка свет останется белым, а отраженный от голубого или розового изменит цвет, что приведет к появлению нежелательного цветового оттенка на фотографии.

Угол отклонения осветителя и положение зум-рефлектора вспышки при съемке в отраженном свете выбираются в большинстве случаев исходя из художественных требований и параметров помещения. К примеру, освещая потолок над объектом съемки, мы получим рассеянное освещение, идущее сверху. Такой тип освещения в ряде случаев хорош, однако при съемке портретов может создать неприятные эффекты в виде глубоких теней на месте глаз и излишне подчеркнутой деталировки при передаче фактуры лица. Поэтому при съемке портрета зачастую оптимально направлять осветитель вспышки вертикально вверх (или даже чуть-чуть назад), особенно в условиях тесного помещения с невысоким потолком. Второй вариант решения проблемы «провалов» под глазами — отклонение небольшой части света вперед, для подсветки образовавшихся теней. Для этого достаточно, например, укрепить на корпусе вспышки полоску белого картона шириной 1—2 сантиметра.

При близко расположенной стене или шторе белого цвета корпус осветителя вспышки можно несколько отклонить в их сторону. Наибольшую свободу в использовании отраженного от стен и потолка света, понятно, дают вспышки, у которых осветитель может быть отклонен не только в вертикальном направлении, но и вращаться в горизонтальной плоскости (в первую очередь это полезно при съемке вертикально скомпонованных кадров).

Угол рассеивания света, задаваемый положением зум-рефлектора вспышки, при использовании отраженной вспышки мало влияет на общий уровень создаваемой освещенности и затрачиваемой при этом энергии вспышки, однако увеличением или уменьшением угла рассеивания вспышки можно регулировать контрастность освещения — от более рассеянного до более жесткого. Некоторые вспышки (например Canon Speedlite 550EX) при отклонении головки осветителя автоматически переходят к положению зум-рефлектора «50 мм» независимо от фокусного расстояния объектива. Стоит дополнительно заметить, что TTL-управление и встроенная автоматика современных вспышек достаточно корректно работают и при использовании метода отраженного от потолка света. Поэтому никакой дополнительной экспокоррекции в этом случае не требуется.

Отражающие «лопухи»

В случаях, когда отраженный от потолка свет использовать не получается (например в случае темного, цветного или излишне высокого потолка), выходом могут послужить специальные навесные отражатели, укрепляемые на корпусе вспышки. Примером таких конструкций может служить «зонтик» (Bounce Reflector Set IV, Set III) для вспышек Minolta или изделия фирмы LumiQuest (Pocket Bouncer, MidiBouncer, Big Bounce, Ultrasoft и 80-20). Различаясь по конструкции, эти рефлекторы сходны в принципе работы, представляя собой большой белый отражатель, укрепленный под углом около 45 градусов к корпусу вспышки. Большая (почти с машинописный лист) площадь отражателя позволяет получить намного более мягкий свет, чем при применении прямой вспышки. Дополнительно выделим LumiQuest 80-20. Этот прибор представляет собой отражатель с вырезами достаточно большой площади. Благодаря этим вырезам отражается в направлении объекта съемки лишь 20 процентов света, а остальные 80 процентов проходят дальше, чтобы отразиться в итоге от потолка помещения. Такой осветитель позволяет комбинировать мягкое освещение переднего плана с нормально освещенным задним планом.

Подобные отражатели можно попробовать изготовить и самостоятельно, используя подручные средства. При этом важно помнить, что для максимально эффективного использования света отражатель должен располагаться под наклоном примерно 45 градусов от корпуса вспышки. Размер отражателя должен быть достаточно большим (поскольку маленький по размеру отражатель не даст желаемой мягкости света). Также следует выбрать такое взаимное расположение отражателя относительно корпуса осветителя, чтобы при работе свет от вспышки освещал почти всю площадь отражателя. При помощи функции моделирующего света (или стробоскопической вспышки) проверить это нетрудно. Естественно, цвет отражателя должен быть белым (для различных эффектов можно также использовать серебристое или золотистое покрытие).

При применении подобных отражателей, как и в случае отражения от потолка, нет необходимости во вводе какой-либо экспокоррекции — TTL-замер учитывает реальное количество света, дошедшего до пленки.

Вспышка-подсветка

Свет электронной вспышки по своим цветовым характеристикам практически идентичен солнечному свету. Поэтому вспышка используется не только как основной источник света при съемке в помещении и при пониженной освещенности. Вспышка часто применяется и при «дневной» съемке в качестве дополнительного источника заполняющего света, помогающего подсветить излишне глубокие тени, выровнять чрезмерный контраст. Современные аппараты вполне приемлемо работают со вспышкой в качестве подсветки даже в полностью автоматических режимах. Однако аппарату, даже самому совершенному, не всегда удается понять замысел фотографа, чтобы выбрать наиболее подходящее соотношение естественного света и света вспышки. Для достижения желаемого результата можно попытаться взять контроль над этим процессом в свои руки.

Самый простой путь — перейти от использования программного режима или «зеленой зоны» (предназначенных для гарантированного получения фотографии в любых условиях) к специализированной сюжетной программе — «ночной портрет», имеющейся в большинстве современных любительских зеркалок. В этом режиме аппарат старается поддерживать баланс между естественным светом и светом вспышки при любой освещенности, не ограничиваясь «безопасной» выдержкой 1/60 (а в ряде случаев и даже более короткой). Мало того, энергия вспышки в этом случае, как правило, несколько снижается — ведь вспышка становится не основным источником света, а лишь вспомогательным (заполняющим).

Еще больше возможностей в управлении согласованием вспышки и естественного света предоставляют фотографу творческие режимы управления экспонированием, в особенности приоритет диафрагмы (с использованием «медленной» синхронизации) и ручной режим. Основные принципы при этом — пара выдержка-диафрагма выбирается для достижения нормальной экспозиции по естественному свету, а система управления вспышкой настраивается с учетом того, что свет вспышки — уже не основной, а лишь вспомогательный источник. В приоритете диафрагмы уменьшение мощности вспышки (в небольших пределах) может производиться автоматически. Однако в широких пределах (как в автоматическом, так и в ручном режиме) такую регулировку можно производить при помощи отдельной экспокоррекции на вспышку.

Применение экспокоррекции на вспышку

Принцип тут довольно прост. Если задний план освещен больше, чем передний, то для выравнивания яркостей, как правило, достаточно вспышки, работающей в стандартном режиме. Если съемка производится в контровом свете, то может потребоваться экспокоррекция со знаком «+». А если вспышка должна лишь слегка подсветить глубокие тени (не «выбивая» их полностью), то нужно снижать мощность вспышки. Иной раз даже снижать значительно (до –1.5 EV и более). Поскольку системы управления вспышкой разных аппаратов значительно отличаются по устройству и принципам работы, то каких-либо точных значений экспокоррекции для «типовых» сюжетов мы приводить не будем. Все эти закономерности проще вывести самостоятельно, исходя из художественных требований и особенности применяемой техники. Однако при ответственной съемке мы советуем применять экспокоррекцию лишь в тех случаях, когда вы можете спрогнозировать результат и уверены, что без ее использования снимок будет хуже. В остальных случаях (особенно при отсутствии опыта использования экспокоррекции) лучше довериться автоматике аппарата.

«Народный» способ коррекции вспышки

К сожалению, возможность введения коррекции в систему управления вспышкой есть далеко не во всех сочетаниях «аппарат + вспышка». В первую очередь такой возможностью обладают старшие модели аппаратов и вспышек. Тем не менее вводить экспокоррекцию в систему управления вспышкой реально можно даже на недорогих любительских аппаратах. Необходимо лишь, чтобы в аппарате была возможность ручного ввода чувствительности пленки, а при работе в ручном режиме высвечивалась графическая шкала экспонометра. Смысл метода заключается в том, чтобы «обмануть» систему управления вспышкой за счет изменения значения чувствительности пленки. К примеру, нам необходимо в систему управления вспышкой ввести экспокоррекцию –1 EV. Для этого вводится новое, пропорционально увеличенное значение чувствительности пленки (например «ISO 400» для пленки ISO 200). Того же эффекта можно достигнуть при помощи ввода соответствующей экспокоррекции (–1 EV), однако в большинстве аппаратов экспокоррекция может быть использована только в автоматических режимах и не работает в М-режиме.

Далее, для того, чтобы экспозиция по естественному свету не изменилась, нуж&

Категория: Новости | Просмотров: 2679 | Добавил: timur1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024