Выбор
системы — непростой шаг. У всех производителей есть свои особенности,
сильные и слабые стороны. Цель этого материала — помочь разобраться
в этих различиях.
На сегодняшний день современная цифровая зеркальная фототехника достигла высокого уровня возможностей и качества изображения.
По
этой причине покупка фотолюбителем практически любой модели зеркалки
в наборе с китовым объективом не приведёт к серьёзной ошибке.
Но у каждой системы есть свои плюсы и минусы, которые стоит знать
заранее, чтобы впоследствии не пожалеть о сделанном выборе.
Важные замечания
В своём сравнении я намеренно не буду касаться особенностей рисунка оптики в той или иной системе и вопроса эргономики камер (за одним исключением). И то, и другое достаточно субъективный фактор.
Что же касается лично меня, то я считаю Pentax одним из лучших как в эргономике, так и в оптикостроении. Но это на мой вкус.
Не буду сравнивать также и цветопередачу.
Её точность (если говорить о съёмке в JPEG) намного больше зависит от
настроек баланса белого, контраста, насыщенности в камере и
правильности экспозиции, чем от марки фототехники. Если же говорить о
съёмке в формате RAW, то ответственность за правильную цветопередачу
переносится на RAW-конвертер и того, кто обрабатывает фото. Также на
цвет влияет класс оптики — как правило, чем она качественнее, тем
изображение лучше, вне зависимости от фирмы-производителя.
Canon
Фирма Canon — бесспорный лидер рынка цифровых зеркальных камер. Это как
Intel в мире микропроцессоров для PC. В определённые моменты может
сдать некоторые позиции, но потом быстро нагоняет конкурентов. Сама
разрабатывает и производит CMOS-сенсоры для своих зеркалок.
Камеры В настоящий
момент у фирмы Canon 5 линеек камер — от зеркалок начального уровня
до профессиональных моделей (1000D/450D/50D/5DMk2/1DMk3&1DsMk3).
Оптика Есть
уникальные объективы, недоступные у других производителей. Делится
на оптику с кроп-фактором 1.6 (EF-S) и полнокадровую (EF). В линейке
полнокадровой оптики выделяется профессиональная серия, обозначаемая
буквой L и красной полоской на объективе. Вся оптика имеет внутренний
привод автофокуса. Скоростной ультразвуковой привод обозначается как
USM.
Плюсы системы — огромный выбор камер, оптики, вспышек и аксессуаров на любой вкус и кошелёк; — демократичные цены в РФ; — наличие полнокадровых зеркальных камер; — быстрый автофокус; — доступность марки в регионах.
Минусы системы — невысокий ресурс и надёжность младших зеркалок; — невысокая точность автофокуса младших зеркалок; — спорная эргономика младших зеркалок (желательно использовать с батарейной ручкой); — бюджетные зумы, как правило, не отличаются высоким качеством изображения, а в некоторых случаях и конструктивом; — отсутствие стабилизации изображения в камере — только в объективах; — отсутствие полноценной пылевлагозащиты в любительском/полупроф секторе.
Фирма прочно занимает второе место на рынке после Canon (как AMD).
Традиционно Nikon считается профессиональной репортёрской маркой. Даже
младшие камеры фирмы несут в себе черты репортёрского инструмента.
Nikon производит литографическое оборудование, без которого невозможно
производство сенсоров для цифровых фотоаппаратов. Компания разработала
и производит полнокадровый 12Мп сенсор для своих камер D3 и D700.
В остальных камерах используются сенсоры производства Sony.
Камеры В настоящий
момент у фирмы Nikon тоже 5 линеек камер, закрывающих все сегменты
рынка вплоть до профессиональных моделей (D60/D90/D300/D700/D3).
Оптика Делится
на оптику с кроп-фактором 1.5 (DX) и полнокадровую (FX — в маркировке
объектива не обозначается). Также оптика различается по наличию
внутреннего моторного привода — с мотором (AF-S) и без, с приводом
в камере (AF). Профессиональная оптика никак специально не обозначается.
Плюсы системы — огромный выбор камер, оптики, вспышек и аксессуаров; — наличие полнокадровых зеркалок; — быстрый и точный автофокус на всех камерах; — относительная доступность марки в регионах; — совместимость по байонету со старой оптикой Nikon F и советскими объективами с байонетом Н; — хорошее качество изображения объективов начального уровня.
Минусы системы — камеры начального уровня (D40/D40x/D60) лишились мотора в корпусе, поэтому работают только с оптикой AF-S; — отсутствие стабилизации изображения в камере — только в объективах; — отсутствие полноценной пылевлагозащиты в любительском секторе (D60/D90). — высококачественная оптика дороже, чем у конкурентов.
Sony вошла на рынок зеркальной фототехники в 2006 году, купив
фотоподразделение фирмы Koniсa Minolta. До этого Sony косвенно
присутствовала на рынке цифровых зеркалок, производя 6Мп CCD-матрицы
для заказу других брэндов — Nikon, Pentax и той же Koniсa Minolta.
Камеры Зеркальные
камеры Sony Alpha унаследовали байонет Minolta A и горячий башмак
Minolta. Первой зеркалкой Sony стала модель A100, сейчас уже снятая с
производства.
Хотя Sony декларирует, что адресует технику
фотолюбителям, в её ассортименте есть и вполне серьёзные камеры,
способные потягаться с профессиональными моделями от других
производителей — репортажная A700 и полнокадровая A900. Любительский
сектор в данный момент представлен линейкой A200/A300/A350.
Оптика Объективы
производится как с кроп-фактором 1.5 (DT), так и полнокадровые.
Высококачественные объективы для камер Sony производятся под маркой
Carl Zeiss, или, по аналогии с оптикой Minolta, обозначаются буквой G.
Наличие внутреннего мотора в оптике обозначается аббревиатурой SSM.
Плюсы системы — распостранённость марки; — сохранена совместимость со старой оптикой и вспышками Minolta; — наличие полнокадровой камеры; — быстрый автофокус; — режим Live View с фазовой фокусировкой и поворотный экран в камерах A300/A350; — стабилизация изображения в камере.
Минусы системы — отсутствие полноценной пылевлагозащиты в камерах; — качественная оптика очень дорогая, намного дороже, чем у конкурентов;
C 31 мая 2007 года фотоподразделение Pentax вошло в составе корпорации
Hoya, будучи купленным вместе с подразделением по производству
медицинского оборудования. Продолжается начатое ранее сотрудничество
по разработке и производству фототехники между Pentax и Samsung.
Камеры В настоящий
момент у Pentax 3 камеры разного класса, закрывающих сегменты рынка
от начального любительского до полупроф (K-m/K200D/K20D). Компания
Samsung представлена двумя моделями — GX-10 и GX-20, являющимися
клонами моделей K10D и K20D.
Оптика Оптику марки Pentax можно разделить на несколько групп: — объективы начального и среднего уровня (DA-L, DA); — высококачественные объективы серии FA Limited — полнокадровые «классические лимы»; — высококачественные объективы серии DA Limited — компактные «лимы-блинчики»; — пылевлагозащищённая профессиональная оптика DA*; — макро-объективы (DA с кроп-фактором 1.5 и полнокадровые D-FA).
Плюсы системы — качественная оптика, начиная с китовой; — линейка компактных объективов DA Limited не имеет аналогов в других системах; — официальная совместимость со старой оптикой, начиная с M42 (c переходником), работают экспозамер и подтверждение фокусировки; — одни из лучших видоискателей в том числе и в камерах начального уровня (реально фокусироваться вручную); — отличное соотношение цена/качество, особенно в исполнении Samsung; — внутрикамерная стабилизация изображения; — пылевлагозащита камер, начиная с любительского уровня (K200D); — есть модели камер, работающие от батареек/аккумуляторов формата AA.
Минусы системы — нет полнокадровой зеркалки; — медленный автофокус при плохом освещении; — слабый следящий АФ; — максимальная скорость серийной съёмки — только 3-3,5 кадра/с.
4/3 — это стандарт созданый фирмами Olympus и Kodak для цифровых
зеркальных камер. Стандарт подразумевает соответствие камер, объективов
и других принадлежностей от разных производителей. 4/3 — новая
разработка и не основана ни на каком предыдущем стандарте. В настоящим
момент стандарт поддержан компаниями Fujifilm, Kodak, Leica, Olympus,
Panasonic, Sanyo, Sigma.
Камеры Olympus на данный
момент производит 3 камеры, соответсвующие классам от начального
любительского до профессионального (E-420/E-520/E-3). Panasonic
предлагает только одну модель зеркалки — DMC-L10. Leica тоже
представлена одной моделью — Digilux 3.
В соответствии
со стандартом сенсор имеет соотношение сторон 3:4, в отличие
от общепринятого в зеркалках других производителей 2:3. Кроп фактор для
пересчёта фокусных расстояний в стандарт 35 мм кадра равен 2. Площадь
сенсора примерно в 4 раза меньше площади 35 мм плёночного кадра.
Оптика Объективы
для системы 4/3 производится под тремя марками: Olympus Zuiko Digital,
Leica и Sigma. Т.к. большая часть объективов разработана сразу под
новый стандарт, учтены особенности работы на цифровых матрицах.
Olympus, например, заявляет о «практической телецентричности» своих
объективов (т.е. угол падения света на матрицу практически
перпендикулярный).
Объективы, выпускаемые Olympus, делятся на 3 группы: — объективы начального уровня (Standart); — профессиональные объективы (High Grade) с легкой пылевлагозащитой; — топовая оптика (Super High Grade) с максимальной пылевлагозащитой.
Плюсы системы — высокое оптическое качество объективов, начиная с китовых; — доступные цены на младшие камеры; — легкая и компактная система; — из-за уменьшенного размера сенсора больше ГРИП, что более удобно при пейзажной, предметной и макросъёмке; — внутрикамерная стабилизация изображения (кроме камер начального уровня); —
рабочий отрезок короче, чем у других зеркальных систем, что позволяет
ставить и использовать через переходник практически любую оптику.
Минусы системы — нет и не будет полнокадровой зеркалки; — высокие цены на зеркалки Panasonic и Leica; — нестандартное соотношение сторон кадра; — большая ГРИП затрудняет портретную съёмку; — большие шумы из-за меньшего размера ячеек матрицы; —
сильный сглаживающий фильтр приводит к замыливанию мелких деталей даже
при съёмке с качественной оптикой (эта проблема присутствует у камер
производства Olympus, у Panasonic DMC-L10 её нет);
В
настоящий момент Fujifilm представлена камерой FinePix S5 Pro, которая
собрана на основе корпуса Nikon D200 с различием, что в внутри
фирменная матрица Fujifilm Super CCD SR и соответствующий процессор.
Ещё одно отличие от "донора" в том, что камера имеет более медленную
серийную съёмку и меньший буфер кадров. Байонет у камеры — Nikon F.
Соответственно, подходят объективы и аксессуары от системы Nikon (в том
числе вспышки и батарейная ручка от D200).
На основе S5 Pro
выпускается специализированная модель IS Pro с повышенной
чувствительностью к ультрафиолетовому и инфракрасному диапазону.
Особенностью
сенсора Super CCD SR является расширенный динамический диапзон в
светах. Это достигается за счёт применения ячеек двух размеров —
крупных для регистрации обычного диапазона, и уменьшенных — для
диапазона светов. Результат этой технологии — в пересветах остаётся
информация о цвете и деталях. Количество пикселей в примерно 12 млн.,
по 6 млн. каждого типа.
Реальная детализация снимков соответствует примерно 6 Мп камере с традиционным сенсором.
Зеркальные
камеры на базе сенсоров Super CCD не получили широкого распостранения,
отчасти по причине сравнительно высокой цены, отчасти из-за невысокой
детализации. Тем не менее, они находят своих покупателей — камере нет
равных по динамическому диапазону.
Наличие на рынке камер Fujifilm S5 Pro и IS Pro я бы причислил к списку потенциальных плюсов системы Nikon.
Sigma
— известный производитель альтернативной оптики, вспышек и
светофильтров для цифровых зеркальных камер. Кроме того, компания ещё с
плёночных времён производит и поддерживает свою зеркальную систему. На
сегодня Sigma представлена камерой SD14 (не так давно анонсирована
замена — SD15). У камер Sigma свой байонет SA, механически похожий на
Pentax K (хочу предупредить, что объективы от Pentax не встанут),
электрически — на Canon EF.
Главной изюминкой камер Sigma
является сенсор Foveon X3, изображение на котором формируется иначе,
чем на камерах со ставшим традиционным байеровским цветовым фильтром.
В
камерах с байеровскими матрицами каждый пиксел накрыт фильтром одного
из трёх базовых цветов (RGB). Полный цвет и яркость каждого пиксела
восстанавливается с помощью алгоритмов интерполяции. Это порождает свои
проблемы — необходимость применения сглаживающих фильтров перед
матрицей, чтобы избежать появления муара и итоговое низкое цветовое
разрешение.
В сенсорах Foveon X3 применяется другой подход.
Ячейки воспринимают цвет послойно, подобно слоям эмульсии цветной
плёнки. В итоге, каждый пиксел несёт полную информацию о цвете и
яркости. Выше цветовое разрешение и нет необходимости в дополнительном
повышении резкости изображения.
Фактическое
неинтерполированное разрешение камеры Sigma SD14 примерно 4.6Мп, однако
за счёт достоинств трёхслойной матрицы реальная детализация
соответствует традиционным сенсорам с разрешением 8-10Мп.
Плюсами цифровых зеркальных камер Sigma являются альтернативная технология Foveon и невысокая цена на камеру SD14, в числе минусов — свой байонет, не получивший широкого распостранения и подержки со стороны других производителей оптики.
Личный взгляд
О своём выборе я уже упоминал в других статьях. Продолжаю пользоваться фототехникой Pentax. Этому есть веские причины.
Во-первых.
K20D весьма хороша. Про эргономику я писал в начале статьи. Камера
приятно лежит в руке, ей очень удобно управлять. Всё интуитивно
понятно. Реально в инструкцию я заглянул один раз — когда разбирался с
подстройкой точности автофокуса. На выходе — изображение
профессионального качества (при правильных параметрах съёмки, само
собой). Есть ещё приятные мелочи, дополняющие общую картину (калибровка
экранчика камеры, гибкие настройки элементов управления, карта пыли).
Во-вторых.
Оптика Pentax для зеркальной фототехники — одна из лучших. Из родной
оптики я использую китовый SMC DA 18-55/3.5-5.6 II, который весьма
неплох и на K20D и отличный FA 43/1.9 Limited. Объективы разных
классов, но ни тот, ни другой не разочаровывают. Cнимал и другой
оптикой Pentax. В основном, ощущения такие же.
В жизни
встречаются фотографы, как профессионалы, так и любители, в дополнение
к основной системе имеющие камеру Pentax, — как правило, с оптикой
Limited, из-за её высоких оптических свойств и отличного рисунка.
В-третьих.
Недостатки системы, о которых я писал выше, лично для меня таковыми не
являются. Полнокадровая зеркалка ожидается в переспективе. Скорость
автофокуса меня устраивает. В реальной жизни следящий АФ не понадобился
ни разу, как впрочем, и серийная съёмка.
Это — взгляд с моей
личной фотолюбительской колокольни. У каждого свои критерии и
требования. Всем желаю сделать свой правильный выбор и не
разочароваться в нём.