Для большинства семей свадьба является
одним из самых важных, эпохальных жизненных событий. И вести хронику
обычно поручают фотографу-профессионалу. Но обычно не значит всегда. И
если вы «засветились» перед друзьями с фотоаппаратом, хвастаясь своими
замечательными снимками, в один из дней они вам позвонят и попросят
поснимать на свадьбе. Однажды я уже прошёл через это. Теперь хочу
помочь вам.
Моя первая свадебная съёмка началась со звонка подруги: «Привет! Я
знаю, что ты хорошо фотографируешь. Не мог бы ты поснимать нашу
свадьбу?» Не имея опыта подобных съёмок, я слабо представлял все
сложности и подводные камни, но благодаря этому незнанию у меня не было
страха перед работой. Бросившись с головой в «омут» свадебной
фотографии, я выбрался оттуда вполне бодрым и с «уловом» в виде удачных
или просто хороших кадров. Через несколько лет я заново просматривал
фотографии своей первой свадебной съёмки и с грустью замечал, как много
кадров было упущено просто из-за своей неопытности.
Прежде чем мы пойдём дальше, хотелось
бы прояснить несколько моментов, касающихся вашей роли фотографа.
Друзья друзьями, а ситуации в жизни бывают разные - вплоть до того, что
вы можете оказаться единственным фотографом на свадьбе! Но даже если
это не так и у каждого второго гостя в руке есть фотоаппарат, это
совершенно не значит, что молодые получат кипу прекрасных
художественных работ. Скорее всего они получат гору однообразных,
скучных и маловыразительных кадров. Ваша задача - сделать друзьям такие
свадебные снимки, которые не стыдно будет даже послать на конкурс! И
помните - друзья на вас надеются!
В отличие от Запада, наши
соотечественники ещё не привыкли уделять должное внимание комплексной
организации свадебного торжества. Нет, конечно, все важные пункты
свадьбы, такие как церемония бракосочетания в ЗАГСе, поездка на
свадебном автомобиле, банкет планируются и заказываются заранее, но всё
это не связано в единое красивое действо, в результате чего на каждом
этапе могут появляться какие-либо изменения сценария свадебного
торжества. Это происходит из-за отсутствия одного человека, отвечающего
за организацию всей свадьбы «от и до». От фотографа, попавшего на
церемонию, организованную подобным образом, требуется колоссальное
эмоциональное и физическое напряжение, чтобы в нужное время быть в
нужном месте и при этом успеть сделать незабываемые памятные кадры. Вы
можете облегчить свою задачу, составив план съёмок и заранее согласовав
его с вашими брачующимися друзьями.
Подготавливаемся к съёмке
Одной из моих ошибок стало то, что свой первый «выход» я сделал без какой-либо подготовки.
За время свадьбы вы
должны будете сделать несколько обязательных снимков, такие, как
всевозможные портреты жениха и невесты, портреты с родителями,
церемония в ЗАГСе, «горький» поцелуй молодых, торжественное разрезание
свадебного торта, напутствия новоиспеченной семье, произносимые родными
и друзьями и пр.
|
|
Даже приобретя некоторый опыт, я всё равно перед
съёмкой стараюсь просмотреть работы других фотографов. Это даёт
возможность увидеть новые ракурсы и ситуации или дать мне хорошую идею
для будущего кадра. В этом плане неплохим подспорьем являются свадебные
журналы (например, журнал Wedding), каталоги свадебных агентств и
фотостудий, осуществляющих свадебную съёмку. Да, совсем забыл про
книги! На несколько лет моим учебником и настольной книгой по свадебной
съёмке стала «Свадебная фотография» Джонатана Хилтона (Обнинск, изд-во
«Титул», 1997). Автор проводит читателя через все этапы свадьбы
(правда, только западной), и, что немаловажно, книга содержит большое
количество иллюстраций с указанными параметрами съёмки.
Давайте для начала нарисуем «принципиальную схему» свадьбы. Каждая
свадьба уникальна, поэтому какие-то этапы могут и отсутствовать, но мы
договорились, что это - «принципиальная схема». Итак:
этап первый - подготовка к торжеству (сборы жениха и невесты);
этап второй - встреча жениха и невесты;
этап третий - церемония в ЗАГС;
этап четвертый - поездка в свадебной машине;
этап пятый - венчание;
этап шестой - свадебная прогулка/поездка к местной достопримечательности;
этап седьмой - банкет или застолье.
Какое оборудование берём на съёмку?
Свадьба - дело ответственное, поэтому берите с собой только то
оборудование, которое вы очень хорошо знаете и в котором уверены. У вас
нет права на ошибку!
Из оборудования рекомендую брать следующее:
|
Фото 1. В данном
случае невесту освещали три источника света - рассеянный дневной свет
от окна, свет ламп накаливания (люстры) и рассеянный свет вспышки. Кадр
был сделан в тот момент, когда в комнату неожиданно кто-то вошёл и
невеста обернулась посмотреть, кто там.
|
|
1. Две камеры (одна для подстраховки). Если у вас
только одна цифровая камера, не поленитесь найти возможность одолжить у
друзей вторую, желательно понимающую формат ваших карт памяти.
2. Портретный (f= 60-100 мм) и широкоугольный (f=20-40 мм) объективы.
Но не пугайтесь - в большинстве любительских цифровых камер стоят
зум-объективы, возможностей съёмки которых вам должно хватить.
3. Внешнюю вспышку с рассеивателем. Если её у вас нет, тогда вам
придётся использовать большие чувствительные матрицы и имеющееся
подручное освещение, так как в большинстве случаев встроенная вспышка
кадры просто испортит.
4. Минимум два комплекта батарей и зарядное устройство.
5. Карты памяти. Чем больше (как объёмом, так и количеством) - тем лучше.
И снова я напоминаю вам об ответственности, лежащей на ваших плечах - обязательно протестируйте их несколько раз перед съёмкой.
6. Если есть возможность, возьмите штатив или монопод (лучше). С ними у
вас появится чуть больше возможностей в случае постановочных портретов.
Если под рукой готового рассеивателя для вспышки не оказалось, его
можно сделать самому. Для этого возьмите пенопластовый лоток (поддон),
который в супермаркетах используется для фасовки различных продуктов,
срежьте один из четырех бортиков, и внутренней стороной прикрепите
лоток с помощью скотча к направленной в потолок вспышке. Качество
рассеивания при этом получается очень хорошее.
|
|
7. Удобную сумку для всего вышеперечисленного. Не
забывайте - вы на свадьбе! Поэтому ваш удобнейший фотожилет с десятком
карманов остался висеть на вешалке в гардеробе, а пиджак с карманами,
набитыми плёнкой и объективами, выглядит крайне не эстетично.
Я настойчиво советую вам не
использовать встроенную вспышку и при любой возможности использовать то
освещение, которое есть. Работа с такой вспышкой создаёт массу проблем,
основные из которых - это «убитые», плоские кадры, с жуткими тенями,
красными глазами и прочими «прелестями». Используйте имеющееся
освещение! Тем более что автоматика современных цифровых камер
прекрасно справляется даже со сложными условиями смешанного освещения
(Фото 1).
Свадьба начинается!
В редких случаях хорошо организованной
свадьбы многие этапы проигрываются на репетиции. Но не стоит на это
рассчитывать! Свадьба - это как спектакль с одной-единственной
премьерой. Если вы начали свою подготовку к съёмке задолго до самой
свадебной церемонии, у вас будет возможность немного скорректировать её
ход в соответствии с собственным планом. Не бойтесь делать это! При
правильно расставленных акцентах фотограф на свадьбе - второй человек
после тамады. Фотограф не только может, но и в большинстве случаев
должен указывать на то, кому, как и где находиться при съёмках.
И всегда помните, в свадебной суматохе вы как фотограф должны сохранять
максимум спокойствия и терпения.
Суматоха сборов
Больше всего я люблю фотографировать
именно в период сборов невесты (или жениха). Это суматошное время
является для меня неисчерпаемым источником для съёмки всевозможных
забавных сценок, главное - во всю пользоваться своими дружескими узами!
Однако не переусердствуйте, ведь единственное правило, которое
требуется соблюдать во время таких съёмок,- это не путаться под ногами.
В начале своей работы я не избежал наиболее распространённой ошибки
- так увлекался объектом съёмки, что напрочь забывал о заднем плане.
Чтобы задний план при съемках не бросался в глаза, используйте как
можно большую диафрагму объектива. Большинство современных камер для
подобных съемок имеют специальный режим «приоритет диафрагмы».
|
|
В одних случаях он может быть очень выигрышным, а в
других - портить и весьма удачную фотографию. Самые частые объекты,
которые «не вовремя» попадают в кадр,- всевозможные игрушки, и записки,
приколотые возле зеркала, и цветы, стоящие на подоконнике. А с готовой
фотографии их в большинстве случаев уже невозможно удалить. Поэтому
лучший способ избежать подобных досадных ошибок - внимательно
просматривать весь будущий кадр до того, как нажмёте спуск.
При съёмках в помещении, чтобы избежать большого контраста,
постарайтесь исключить попадание в кадр окон. Если же это невозможно,
используйте заполняющую вспышку или рассеянное боковое освещение, для
создания которого можно использовать большой лист чего-нибудь белого,
например, ватмана. Разумеется, тут вам потребуется помощник (Фото 2-5).
|
|
|
|
Фото 2. В этом
кадре всё хорошо - и поза, и выражение лица невесты, и освещение... Но
вот занавески с диваном, появившиеся на заднем плане, оказались очень
не кстати!
|
Фото 3. Однако стоит чуть-чуть изменить ракурс, как задний план перестаёт быть помехой.
|
Фото 4. Не все занавески могут быть помехой для съёмок!
|
Фото 5. Во всеобщей суматохе не стоит пренебрегать такими прекрасными персонажами, как юные подружки невесты.
|
Встреча жениха и невесты
И в наше время отдаётся дань прошлому
с его старинными обрядами и традициями, согласно которому жених должен
был выкупить невесту из семьи родителей. Это оформлено в виде игр,
розыгрышей, загадок, небольших представлений, когда невесту изображает
кто-то из её переодетых подружек. Подобное действо зачастую проходит на
небольшой площади лестничных клеток и прихожих российских квартир, что
крайне осложняет выбор удачного месторасположения фотографа. Я всегда
опасаюсь, что кто-нибудь в самый неподходящий момент вдруг «вынырнет»
прямо в кадр, загородив собой всё! К сожалению, этого нельзя избежать,
приходится смиряться с суровой реальностью.
|
Фото 6. Известная, почти классическая уловка фотографа - просто окликните невесту, когда она
будет садиться в машину.
|
|
Во время этих игрищ старайтесь не стоять, как памятник самому себе,
а перемещайтесь по всей территории в поисках разных ракурсов и моментов.
Хотелось бы ещё раз подчеркнуть всю
важность вашего личного обаяния и умения войти в контакт с людьми. Не
будьте замкнуты! Чем более непринуждёнными будете вы сами, тем более
живыми будут фотографии.
Свадебный автомобиль
Красочно украшенный цветами и лентами
свадебный кортеж со звенящими на ветру колокольчиками является
непременным атрибутом торжества! И надо сказать, что он является
прекрасным реквизитом для создания всевозможных групповых композиций.
Но не стоит сосредоточивать всё своё внимание только на стандартных
позах. Как источник трогательных и забавных кадров, я люблю
фотографировать сам процесс посадки невесты в машину. Свадебное платье
чаще всего совсем не предусмотрено для того, чтобы в нём садиться в
машину, поэтому советую держать камеру наготове (Фото 6-8).
|
|
Фото 7. На улице было слякотно, и чтобы не испачкать платье, жених нёс невесту к машине на руках.
|
Фото 8. Вариант портрета «в интерьере» свадебной машины. Даже такие «шаблонные» фотографии можно оживить естественностью выражений лиц.
|
Если вам повезёт, то вас как друга
могут пригласить проехаться в одной машине с молодожёнами. Несмотря на
возможную тесноту, это шанс сделать массу интересных и забавных кадров.
Чтобы избежать глубоких «нечитаемых» теней (из-за ярких окон), при
фотографировании внутри автомобиля используйте режим заполняющей
вспышки (хуже) или внешнюю вспышку с рассеивателем (лучше). Чтобы
проработать и не пересветить фактуру белого платья невесты, экспозицию
фотоаппарата лучше выставлять с недодержкой в одну ступень (-1 EV)
(Фото 9-11).
|
|
|
Фото 9. Если вам повезло ехать с молодыми в свадебной машине, то не стоит упускать возможности
сделать удачную или весеёлую фотографию!
|
Фото 10-11. Иногда
очень удачный кадр портит деталь на заднем плане, от которой вы не
можете избавиться или изменить свой ракурс. В данном примере -сильно
отвлекает внимание лампа между головами жениха и невесты. Тогда можно
поэкспериментировать с конечным изображением, превратив его, например,
в простер.
|
ЗАГС
Церемония бракосочетания в ЗАГСе -
неотъемлемая и весьма красивая часть свадебного торжества. Но хотим мы
того или нет, в ЗАГСе находится множество пар, что создаёт некоторую
толчею. Кроме этого обычно в здании ЗАГСа используются лампы дневного
света, которые обладают одной крайне неприятной для фотографа
особенностью - они «зеленят» снимки. Но, хвала прогрессу, современные
цифровые камеры имеют соответствующие предустановки баланса белого.
Если же вы собираетесь использовать вспышку, имейте в виду, что можете
получить слишком тёмный задний план.
Да, разумеется, нельзя забывать о
заднем плане! Я всегда стараюсь найти свободный уголок или стену, где
нет большого скопления народа, и, используя интерьер ЗАГСа, делаю
несколько снимков молодых и их родителей. Остальные кадры я берегу для
собственно церемонии и съемок на улице (Фото 12-13).
|
|
Фото 12. Старайтесь
сделать такой кадр, который отражал бы не только внешнюю красоту
церемонии, но и отношения между молодыми, их нежность и любовь друг к
другу.
|
Фото 13. Как ни банально звучит совет, но не забывайте фотографировать родственников жениха и невесты!
|
Во время самой церемонии,
|
Фото 14. Правильная,
выстроенная фотография, но... она как две капли воды похожа на сотни
других таких же фотографий, «обитающих» в разных свадебных альбомах
жениха и невесты!
|
|
для выбора наиболее удачного ракурса, вам необходимо
попасть в зал бракосочетания до того момента, как туда войдут жених и
невеста. О такой возможности вам придётся договариваться с работником
ЗАГСа, и это никогда не вызывает проблем. Правда, существует негласное
правило, подразумевающее, что вы не будете мешать фотографу и
видеооператору ЗАГСа. Вам может показаться, что у него будут самые
удачные места для съёмки, но на самом деле здесь есть один очень
большой подводный камень, я бы сказал, даже булыжник. Не хочу обижать
коллег по цеху, но работа фотографа в ЗАГСе - это конвейер. Снимая в
день по 30-40 пар, фотографу жизненно необходимо придерживаться
стандартных схем и штампов, иначе можно выбиться из ритма.
В моей практике, даже когда я
фотографирую самые торжественные (и при этом самые стандартные) моменты
- запись в книге актов гражданского состояния, обмен кольцами, первый
поцелуй молодожёнов, поздравления родственников и друзей, фотографии
чаще всего получаются более живыми, чем аналогичные загсов-ские
(Фото14).
Но, повторюсь, не слишком увлекайтесь
этими штампами. Лучше обратить своё внимание на эмоциональное состояние
друзей и родителей молодожёнов и сделать несколько крупноплановых
портретов, не забывая при этом и про общий план.
Венчание
В зависимости от веры, которой придерживаются ваши друзья, обряд венчания может проходить в совершенно разной
Избегайте делать большие
групповые портреты на матрицу меньше 5 мегапикселов. В противном случае
вы рискуете получить «нечитаемые», мелкие и невыразительные фигурки
вместо людей
|
|
обстановке, поэтому не поленитесь, проведите «разведку
боем» - съездите в церковь и оцените условия освещения. Ведь красота и
величественность внутреннего убранства церкви придаёт свадебным
фотографиям особую торжественность. Но «просто так»
|
Фото 15. Далеко не
всегда ваше расположение позади молодых означает отсутствие хороших
ракурсов и кадров. В большинстве случаев выручает богатое убранство
алтаря, создавая очень красивый фон.
|
|
в церкви нельзя фотографировать. В православной церкви
нужно в обязательном порядке договориться с батюшкой. Обычно у него
одно основное требование - фотограф не может стоять ближе к алтарю, чем
он сам. То есть в подавляющем большинстве случаев вы будете находиться
позади молодых. Это, конечно, не самый выигрышный ракурс, но тут
спорить не с кем - правила есть правила. Кроме того, во время съёмок
венчания у вас будет существенно ограничена свобода перемещения.
Поэтому, чтобы иметь возможность снимать разноплановые портреты,
используйте зум-объектив. И помните, что вспышку использовать нельзя!
|
Фото 16. Хотя в
большинстве случаев солнце не друг, а враг фотографа, в этот раз
солнечные лучи удивительно красиво подсветили фату невесты. Такой кадр
- редкая удача.
|
|
Будьте всегда начеку и старайтесь не оставлять молодых
надолго без внимания -могут начать без вас! Как иллюстрация этого -
случай из моей практики.
Мы (молодые, их свидетели и я)
приехали в церковь раньше всей остальной компании. Пока была
возможность, я «мучил» жениха с невестой - делал постановочные снимки.
Память на картах кончилась, и мне потребовалось перебросить все
отснятые кадры в ноутбук. По несчастью, батареи в нём сели, и мне
пришлось искать электричество. Батюшка оказался понимающим и проводил
меня в свой рабочий кабинет, который находился в соседнем здании.
Процесс копирования по техническим
причинам оказался долгим (минут 15). Ближе к его концу я начал
чувствовать, что надо бы идти в церковь. Это мне показалось странным,
так как церемония должна была начаться только по приезду всех остальных
гостей, которых всё ещё не было. Но я всё-таки послушался внутреннего
голоса, собрал вещи и пошёл. Войдя в церковь, я был очень удивлён -
венчание шло полным ходом! Мне повезло, я опоздал самую малость, и всё
успел отснять. Как потом выяснилось, батюшка просто пораньше начал,
чтобы поскорее закончить свою работу (Фото 15-18 и в заголовке статьи).
|
|
Фото 17-18. Старайтесь уделять внимание всем этапам венчания. В таких случаях выигрышнее смотрятся крупноплановые снимки.
|
Свадебная прогулка
В родном нашем
|
Фото 19. Помните, что лучшие фотографии - это живые фотографии! Поэтому смело включайте детей в кадр!
|
|
отечестве после церемонии в ЗАГСе традиционной является
поездка к особо почитаемым памятным местам, своим в каждом городе. Чаще
всего это полу- или часовая прогулка с неизменным шампанским и
шоколадными конфетами.
И иногда это единственная возможность для создания постановочных
кадров. (Фото 19-22) Вот тут-то и могут пригодиться идеи, подсмотренные
у других авторов! Вы же не забыли пролистать перед съёмкой пару-тройку
журналов о свадьбе?
Солнце - самый главный враг
фотографа, снимающего на улице. Идеальный вариант для съёмки - лёгкая
облачность, когда нет прямых солнечных лучей. Если же вам не повезло и
на небе ни облачка, не отчаивайтесь! Скорее всего, вокруг полно теней
от деревьев и всевозможных строений. Если же вдруг оказалось, что
почитаемое место, куда приехали молодые, находится в чистом поле, то
всё, что вам остаётся, это использовать заполняющую вспышку.
Лучший групповой портрет на свадьбах
- это тот, на котором вам удалось воссоздать атмосферу праздника и
неформальной обстановки. Поэтому будьте милосердны и не ставьте
фотографируемых лицом к солнцу! После подобной «экзекуции» вы вряд ли
сможете получить на фотографии непринуждённые и расслабленные лица.
|
|
|
Фото 20-21. Экспериментируйте
смелее! В некоторых случаях, когда нет возможности сделать задуманную
фотографию сразу, приходится немного обрабатывать исходную фотографию
на компьютере, чтобы получился требуемый результат. Так, например,
делая левую фотографию, я уже мысленно видел конечный результат
(справа).
|
Фото 22. Невеста бросает свой свадебный букет. Традиция, которую редко нарушают.
|
Да, кстати, организуя групповой
портрет, старайтесь работать как можно быстрее, и обязательно делайте
несколько дублей, так как не исключено, что кто-нибудь из гостей
отвернётся или моргнёт во время съёмок.
Банкет
В нашей стране принято, чтобы столы ломились от еды, а гости почти всё время проводили за столом. Но традиции Запада
|
Фото 23. Фотографировать застолье сложно, но можно. Просто это всегда экспромт!
|
|
потихоньку проникают к нам, и иногда привычного нам
застолья нет, а есть так называемый «шведский стол».
И если в первом случае гости, так сказать, фиксированы в пространстве,
то во втором - они всё время мигрируют с места на место, периодически
стихийно самоорганизуясь в различные небольшие «тусовочки». И как
следствие этого - жених с невестой так же всё время перемещаются от
одной группы к другой.
Несмотря на разные варианты застолья,
остаются несколько нерушимых, обязательных церемоний - разрезание
свадебного торта молодожёнами, торжественные речи родственников и
«горькие» поцелуи.
В такие моменты вам нужно быть
наготове и с фотоаппаратом следить за происходящим, потому что
мимолётные выражения лиц выступающих и слушателей могут стать сюжетом
выразительной фотографии. В случае застолья подобная работа фотографа
сильно упрощена - нужно найти удачный ракурс и следить за тем, чтобы
никто не жевал в тот момент, когда нажимается спуск. А вот когда гости
всё время перемещаются, то приходится изрядно побегать, чтобы
«выловить» интересные кадры.
Разумеется, тут есть свои сложности.
Ни в коем случае не
оставляйте на банкете свою технику без присмотра! Как это ни печально,
но люди бывают разные - аппаратуру могут и «увести», и повредить
излишне развеселившиеся гости.
|
|
Во-первых, как и любая съёмка в помещении, вам
неизвестном, съёмка банкетов может осложняться присутствующим
освещением. Но в отличие от съёмок в церкви, вам никто не запрещает
использовать вспышку с рассеивателем и перемещаться по всему залу,
подыскивая наиболее удачные места и ракурсы непосредственно во время
банкета (Фото 23-26). Во-вторых, старайтесь не делать больших
(крупноплановых) портретов во время еды, так как в процессе приёма пищи
выражение лица человека редко является эстетичным. Однако не следует и
увлекаться слишком общими съемками застолья, так как мало кто сможет
разглядеть себя на подобных кадрах.
|
|
Фото 24. Гости всегда с нетерпением ожидают этого торжественного момента - разрезания свадебного торта!
|
Фото 25. При
крупноплановых съёмках застолья старайтесь убирать с переднего плана
бутылки. Лучше всего, если они будут ненавязчиво стоять где-нибудь
сбоку.
|
Танцы всегда были и всегда будут одним из весьма долгожданных моментов свадьбы.
|
Фото 26. Похоже, что кто-то из присутствующих гостей явно говорит что-то интересное
|
|
Такую возможность отдохнуть, расслабиться и
повеселиться никто не упустит. Первыми почти всегда танцуют молодожёны.
Чтобы не упустить такой ценный кадр, я всегда стараюсь заранее узнать,
когда должны начаться танцы. Редко, когда танцуют только молодожёны, а
остальные стоят «в круг». Чаще начинают танцевать все сразу. И в этой
круговерти даже при ярком дневном свете большинство кадров выходит
безнадёжно испорченными -то полголовы в кадре, то чья-то рука... Лучше
всего найти некоторое возвышение, сделать несколько общих кадров этого
веселья.
На некоторых свадьбах банкет могут
устроить не в каком-либо здании, а, например, на яхте. Фотографировать
в таких условиях - сущий кошмар! Очень маленькое пространство и
отовсюду торчащие канаты и мачты всё время заставляют быть начеку,
чтобы в случае крупнопланового портрета из головы «не рос» какой-нибудь
посторонний предмет. Если же, в довершение ко всему, день выдался
солнечным, то можно смело оставлять затею сделать высокохудожественные
работы - полосатые тени на лице и зажмуренные глаза на подавляющем
большинстве кадров сильно портят общее впечатление.
2005 © Олег Волошин, фото автора ("Цифровое фото", N9'2005)
|