
Причём, уже с правильно наведенной резкостью и нужной глубиной… и
внимание зрителя сосредоточено именно на смысловом центре композиции, а
не где попало.
Такое лирическое отступление я сделал специально, так как дальше речь пойдёт именно о способах манипуляции глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП).
Все знают, что такое глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), от чего она зависит и как ею управлять?
Напомню в общих чертах: чем больше относительное отверстие объектива, тем меньше толщина той плоскости, предметы в которой окажутся резкими, и наоборот. Большинство любительских камер и объективов, установленных на зеркалках, позволяют в широких пределах управлять ГРИП, но при этом положение этой плоскости всегда перпендикулярно оптической оси объектива.
Такое лирическое отступление я сделал специально, так как дальше речь пойдёт именно о способах манипуляции глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП).
Все знают, что такое глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), от чего она зависит и как ею управлять?
Напомню в общих чертах: чем больше относительное отверстие объектива, тем меньше толщина той плоскости, предметы в которой окажутся резкими, и наоборот. Большинство любительских камер и объективов, установленных на зеркалках, позволяют в широких пределах управлять ГРИП, но при этом положение этой плоскости всегда перпендикулярно оптической оси объектива.
Фото 1 |
А
теперь представьте, насколько расширится арсенал творческих приёмов,
появись у вас возможность управлять не только глубиной резкости, но и
наклонять её в произвольном направлении относительно оптической оси?!
Фантастика? Отнюдь! Мне известно несколько объективов для обычных
зеркальных камер, которые позволяют производить подобные манипуляции,
но диапазон их возможностей часто не достаточен для задач, возникающих
в повседневной работе рекламной студии. Поэтому я работаю камерой,
которая на профессиональном жаргоне называется «кардан». Надеюсь,
понятно почему.
В каких случаях возникает такая потребность? Возьму для примера две крайних ситуации.
Рис.1 |
Первая.
Снимаем плоскость, и необходимо, чтобы вся она от самого ближнего до
самого дальнего края оказалась в резкости. Этого можно достичь,
наклонив объективную и кассетную доски камеры так, чтобы линии,
проходящие через них и плоскость съёмки, пересеклись в одной точке.
Вторая
ситуация противоположна первой. Мне надо чтобы резко получилась одна
деталь композиции, а по съёмочным условиям не могу раскрыть диафрагму
достаточно широко – разворачиваю доски в противоположном направлении и
получаю нужный результат.
Кроме
фокусов с плоскостью ГРИП, подобная техника позволяет в широких
пределах управлять перспективой. Например, ещё на этапе съемки
устранять завалы вертикалей при съёмке архитектуры, интерьеров и вообще
любых предметов посредством параллельных подвижек досок камеры.
Учитывая, что самые «маленькие» камеры такого типа имеют формат 6х9 см,
а оптика к ним очень высокого качества, данный класс аппаратуры
превращается в самый «гибкий» фотографический инструмент в прямом и
переносном смысле! Правда, репортаж снимать очень неудобно – ни тебе
автофокуса, ни экспозиционной автоматики.
Раньше при работе такими камерами я снимал на слайд от 4.5х6 см до 10х12,5 см, а теперь использую цифровой задник.
И несколько примеров с комментариями:
Раньше при работе такими камерами я снимал на слайд от 4.5х6 см до 10х12,5 см, а теперь использую цифровой задник.
И несколько примеров с комментариями:
Фото 2 | Фрагмент фото 2 |
Здесь
уклоны минимальны и диафрагма довольно сильно прикрыта 1/16-22, так как
изначально планировалось большое увеличение. Размер исходного кадра
5412х7216.
Не смотря на это, на 100% фрагменте заметно размытие предметов, которые оказались вне фокуса.
Не смотря на это, на 100% фрагменте заметно размытие предметов, которые оказались вне фокуса.
Фото 3 | Увеличенные фрагменты фото 3 |
Этот
снимок подтверждает ситуацию описанную выше (См. рис. 1). Причем,
диафрагма довольно широко раскрыта, что позволило получить минимальную
глубину резкости.
Фото 4 | Фото 5 | Фото 6 |
В этих фото ставилась задача показать достаточно резко все предметы.
Наклоняем вперед объективную доски и прикрываем диафрагму.
Наклоняем вперед объективную доски и прикрываем диафрагму.
Фото 7 | Фото 8 | Фото 9 |
А в этих картинках, чтобы снять с минимальной глубиной резкости, пришлось камеру «изогнуть», как на рис.2.
Фото 10 |
Казалось
бы, еще одна картинка на тему рис.2. Но! Объекты расположены по
диагонали и, чтобы добиться необходимого, в данном случае,
распределения ГРИП, пришлось объективную доску наклонить на камеру
(маленькая ГРИП) и повернуть направо, чтобы зона ГРИП прошла через
передние края салатников.
Известно
выражение: «Фотограф мыслит той оптикой, которая имеется в его
распоряжении». Надеюсь, что и мои заметки помогут кому-нибудь более
осмысленно подходить к выбору объектива и съемочных параметров в
дальнейшей творческой работе. Успехов вам и удач.