Понедельник
30.06.2025
01:26
 

Сайт Тимура Соколова
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Основы композиции [5]
Есть мнение, что композиции нельзя научить
советы по съемке пейзажа [1]
Визуальное восприятие
Как развить в себе взгляд фотографа [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 302


Главная » Статьи » Уроки по фотографированию » Основы композиции

удерживающие внимание зрителя

Одним из основных достоинств оператора является умение снять кадры, вызывающие интерес и удерживающие внимание зрителя. Хотя первоначальной причиной интереса зрителя к сюжету может быть дом, животное или личность, показанные в кадре, метод подачи, композиция кадра также являются важными факторами удержания этого интереса.

 

ЧТО ЕСТЬ КОМПОЗИЦИЯ?
Композиция есть главный способ выделения приоритетов в кадре. Она подчеркивает главный объект и исключает или ослабляет противодействующие ему элементы картины в кадре. Кадрирование в каждом съемочном моменте должно быть обосновано; хорошая композиция должна донести до зрителя это обоснование. Хорошая визуальная информация получается с помощью хорошей композиции.

"Я ВИЖУ, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ!"
Обычно кадр снимают с какой-то целью. Этой целью может быть просто желание записать событие или то, что снятый кадр может сыграть важную роль при выражении сложной идеи. Независимо от причины, побудившей снять этот кадр, оператор должен ясно осознавать цель съемки.

Установив, зачем нужен этот кадр, а обычно этому помогает опыт создания программ данного типа, оператор выбирает место установки камеры и угол объектива, кадрирует изображение и фокусирует его. Все четыре процедуры (как и знание типов программ) основаны на понимании того, как из имеющихся элементов для построения изображения создается кадр, удовлетворяющий условностям, принятым в телевидении. Для успешного создания изображения необходимо уметь выбирать положение камеры и угол объектива, оставаясь в контексте данной программы.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
При построении кадра надо выбрать семь основных параметров: ракурс съемки, угол объектива, расстояние от камеры до объекта, высоту установки камеры, кадрирование, объект в фокусе и глубину резкости. Например, вместо того чтобы снимать дом анфас (рис. а), камеру перемещают так, чтобы снимать этот дом под углом (рис. 6). Съемка двух сторон объекта делает кадр интересней благодаря динамичному расположению горизонтальных линий. Это и есть выбор ракурса съемки. Сходимость горизонтальных линий можно подчеркнуть, выбрав максимально широкий угол объектива и поместив камеру как можно ниже и ближе к объекту. В этом и заклю­чается выбор угла объектива, высоты установки камеры и расстояния от камеры до объекта. Как здание «вписано» в кадр, какая его часть находится в поле резкости (при заданной апертуре) и на какую часть здания сфокусирована камера - все это повлияет на визуальное построение кадра. При разном выборе этих семи основных параметров здание будет выглядеть абсолютно по-разному. Еще одним мощным (по своему влиянию) элементом композиции кадра является освещение.

ВЫБОР РАКУРСА
Изменение положения камеры по отношению к объекту (выбор ракурса съемки) и угла объектива меняет вид изображения в кадре и содержащуюся в нем информацию. Одним из главных требований к оператору является умение представить вид кадра через объектив с любым углом с любой точки в пространстве, не передвигая камеру в эту точку, чтобы оценить ее изобразительный потенциал.

Композиция снимаемой сцены выстраивается так, чтобы выделить самый важный объект путем его расположения в кадре и соответствующего использования заднего плана, угла объектива, высоты установки камеры, фокуса, размера кадра, движения камеры и т. д. Оператор должен добиться, чтобы глаза зрителей были прикованы к самой значимой точке кадра, и стараться, чтобы в кадре не было других визуальных элементов, конфликтующих с главным объектом. Вот неполный перечень того, что можно и чего нельзя в построении композиции:

• Камера превращает трехмерное изображение в двумерное. Постарайтесь скомпенсировать потерю третьего измерения, найдя способ как-то выразить глубину композиции.
• Старайтесь не делить кадр на отдельные области сильными вертикальными или горизонтальными элементами, если это не требуется для получения какого-то специального эффекта.
• Проверяйте получившееся изображение, в особенности детали заднего плана (чтобы из голов субъектов на переднем плане не росли столбы или каминные трубы заднего плана).
• Держите основное действие подальше от границ кадра, но избегайте повторяющихся кадров, снятых «в лоб», симметричных, снятых с центром на уровне глаз.
• Отодвигайте доминанту интереса от центра кадра и балансируйте это менее важными элементами.
• Заполняйте кадр чем-либо интересным и избегайте больших ровных поверхностей, существующих в кадре только потому, что он такой широкий. Если нужно, займите часть кадра какой-либо деталью, чтобы сделать композицию сцены более интересной.
• Выделяйте самый важный объект его расположением в кадре и путем соответствующего использования заднего плана, угла объектива, высоты камеры, фокуса, размера кадра, движения камеры и т. д. Добивайтесь того, чтобы глаза зрителей были прикованы к самой значимой точке кадра, и старайтесь, чтобы в кадре не было других визуальных элементов, конфликтующих с главным объектом.
• Композицией можно управлять с помощью выбора точки фокусировки. Перевод фокуса из одной плоскости в другую переводит внимание без сдвига кадра.
• Вводите элементы таинственности в видимую сцену, практикуйте сюрпризы. Но имейте в виду, что чем сильнее визуальный эффект, тем реже его следует применять. Часто повторяемые наезды или отъезды приводят к ослаблению их воздействия и потере интереса к ним.

 

Правило третей гласит, что визуально приятное для глаза равновесие в кадре может быть достигнуто, если поместить главный объект на одном из пересечений двух горизонтальных и двух вертикальных линий, делящих экран на три равные части по горизонтали и по вертикали соответственно.

Питер Уорд

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СЪЕМОЧНЫХ РАБОТ

Есть некоторый набор технических приемов, используемых большинством операторов во время съемки. Многие из этих приемов были выработаны еще в начале XX века, когда создатели первых кинофильмов, работая методом «проб и ошибок», создавали азбуку монтажа, выбирали размер кадра и характер движения камеры, которые теперь считаются стандартными. Умению выбрать кадр, снять, а затем и смонтировать материал так, чтобы зрители этого монтажа и не заметили, коммерческое кино училось не один год. Основной идеей было стремление убедить зрителей в том, что они наблюдают непрерывную последовательность событий, происходящих в «реальном» времени. Для этого требовалось скрыть механику создания фильма, сделать ее «невидимой». При такой технологии создается непрерывный видеоряд, направляющий внимание зрителя на содержание снимаемого эпизода, делая механику съемки незаметной. Работая в такой технике, содержание кадра меняют незаметно, стараются привлечь внимание зрителей к тому, что происходит в эпизоде, с тем, чтобы передвижение камеры и, соответственно, изменение изображения в кадре не отвлекли их от основного действия.

 

ДРУГАЯ ТЕХНИКА
Существует и другая техника съемки, при которой преднамеренно привлекают внимание зрителей к съемочным средствам. Съемочные приемы и движения камеры подчеркиваются с целью имитации реализма неотрепетированной сцены или чтобы напомнить зрителям, что перед ними художественное произведение. Как в новостийных съемках, оператор делает вид, что все происходящее - для него полная неожиданность. В телевизионном производстве, в общем, принята «голливудская» невидимая техника.

Основные задачи, стоящие во время телевизионной съемки:
• создать технически приемлемое изображение (т. е. с правильной экспозицией, балансом белого, сфокусированное и т. д.);
• снять эпизод, имеющий значение для всего сюжета, в стиле, приемлемом для данного жанра;
• снять эпизод, который привлечет и будет удерживать внимание зрителя (при помощи соответствующего кадрирования, движения камеры, композиции кадра, освещения и т. п.);
• снимать эпизоды, которые впоследствии можно смонтировать.

Цель «невидимой» техники заключается в том, чтобы убедить зрителя, что он наблюдает последовательную цепь событий, происходящих в «реальном» времени:
• съемочные эпизоды должны быть структурированы так, чтобы зритель мог понять место, время и логику происходящего;
• каждый кадр должен отслеживать линию действия, обеспечивая логичность движения поля зрения так, чтобы было ясно, где действие происходит (к примеру, расположение камер на футбольном матче);
• незаметное движение камеры и перемены в кадре должны направлять внимание зрителей на содержание съемочного эпизода, а не на механику съемки;
• «невидимая» техника создает у зрителей иллюзию того, что отдельные кадры (возможно, снятые в разное время и в другой последовательности) составляют часть непрерывного события, которое они наблюдают.

Это достигается путем:
• незаметных врезок;
• движения камеры, мотивированного действием или диалогом;
• движения камеры, синхронизированного с действием;
• соответствия игры, освещения, настроения и действия.

ОТЛАЖЕННАЯ ТЕХНИКА
Целью этого краткого экскурса в историю съемочной техники было стремление показать вам, что вместо простого запоминания того, что можно и чего нельзя в телевизионной съемке, лучше понять, почему существуют эти приемы. В основе всех съемочных приемов лежит отлаженная технология. То, как скадрирована сцена, как производится наезд, величина свободного пространства в верхней части кадра - все это вовсе не «де­ло вкуса» снимающего, хотя и личные предпочтения влияют на выбор композиции кадра. За всем этим - более чем 90 лет развития «рассказов в картинках». Большинство приемов было выработано при создании «невидимой» техники. Знание причин создания съемочных приемов полезнее простого запоминания инструкций. Тогда при возникновении новой съемочной ситуации вы можете применить принципы «невидимой» техники.

Питер Уорд

 

Категория: Основы композиции | Добавил: timur1 (17.06.2008)
Просмотров: 2951 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2025