- Сначала – свет. Все остальное потом. Свет – это основа фотографии,
ее настроение, ее качество и ее детали. Как поэт использует слова, так
фотограф использует свет. Если у вас нет соответствующего света,
отражающего вашу идею или настроение – у вас нет фотографии, не стоит и
нажимать на спуск. Свет определяет то, какой будет ваша фотография и что на ней увидят другие. Поэтому, сначала – свет!
- Четко выраженная тема или предмет съемки. То, что
вы снимаете должно быть для вас очевидно. Если вы можете выразить это
одним словом или короткой фразой – значит так оно и есть. Если нет – то
скорей всего вы сами не знаете что снимаете и, поверьте, это
не будет понятно и вашему зрителю. В результате ваша фотография
потеряет значительную часть своей выразительности.
- Передний и заданий планы должны быть использованы максимально эффективно
для достижения ваших целей. Они могут быть резкими или не в фокусе,
быть частью композиции или не отвлекать от нее. Но эти важные элементы
любой фотографии обязательно должны быть под вашем контролем. Вы и только вы определяете то, насколько они будут служить общему замыслу или разрушать его.
- Окружающие условия должны способствовать реализации вашего замысла.
Трудно снимать нечто грустное и лирическое в яркий солнечный день.
Также трудно снимать цветы на лугу при наличии сильного ветра. Не
боритесь с окружением – если условия не соответствуют реализации вашей
идеи, то нужно просто подождать. Фотография – это еще и искусство терпения.
- Стремитесь к простоте. Я думаю, что вы уже не раз встречали утверждение, что в отличие от художника, который "включает" различные элементы в свою картину, искусство фотографа заключается в умении "исключать"
из фотографии все лишнее и отвлекающее. Кадр с одинокой лодкой на
берегу даст более сильный эффект, чем с десятком таких лодок. У
фотографии должен быть один центр интереса. Если их несколько – они
начинают конкурировать между собой за внимание зрителя и в итоге
проигрывают все. Поэтому стремитесь к простоте. Не пытайтесь включить в
кадр все, что позволяет угол зрения вашего объектива. Учитесь жертвовать и исключать.
- Неяркий, отраженный свет, который не усиливает контраст и не создает глубокие и резкие тени на структуре камня;
- "Отражение облаков в луже";
- Резкий и четкий передний план удерживает внимание, а отсутствие заднего (почти отсутствие) не отвлекает от центра интереса - лужи;
- Отсутствие ветра - на луже нет ряби;
- Простые диагональные и изогнутые линии ведут взгляд к центру интереса. В кадре нет ничего лишнего.
Безусловно, вы можете снять интересную фотографию и без учета этих правил. Но если вы проанализируете результат, то я уверен, что вы без труда обнаружите присутствие этих парадигм в любой хорошей фотографии.
Теперь, когда мы поговорили о том, на чем следует заострять внимание
перед тем, как нажать кнопку спуска, давайте посмотрим на уже снятую
фотографию и попробуем понять что в ней удалось, а что – нет. Самокритика – это поиск черной кошки в темной комнате Когда вы занимаетесь критикой собственных работ, вам нужно найти ту золотую середину, когда вы будете максимально объективны к собственному творению,
независимо от того, сколько времени и усилий вы потратили на его
создание. Это и легко и сложно одновременно. Легко, потому что признаваться в собственных ошибках самому себе гораздо проще, чем признаваться в этом кому-либо еще. Сложно, потому что кроме визуального восприятия собственной работы у нас обычно есть еще целая история о том, как мы эту фотографию снимали,
а также память о настроении и чувствах, которые мы в тот момент
испытывали. Именно поэтому я предлагаю использовать сильную сторону
процесса самокритики (признание собственных ошибок) и избежать
влияния всех остальных факторов. Сделать это довольно легко. Надо лишь
структурировать процесс анализа в виде группы простых вопросов, отвечая
на которые (честно, потому что для себя) мы сможем наиболее объективно оценить свою работу.
Итак, для того, чтобы оценить результат своих трудов я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
- В чем выражается тема или сюжет моей фотографии?
- Почему свет (освещение) является оптимальным и работает на мою идею?
- Что является центром интереса моей работы? Почему я считаю его четко выраженным?
- За счет чего достигается простота композиции моей фотографии?
- Какие второстепенные объекты присутствуют в кадре и почему они не отвлекают внимание зрителя от основного сюжета?
- За счет чего создается иллюзия глубины и перспективы в моей фотографии?
- Какая экспозиция оптимальна для моей работы и почему это соответствует моему замыслу?
- Как резкость фотографии работает на мою идею?
- Почему выбранный формат кадра (вертикальный или горизонтальный) оптимален для моего сюжета?
- Что должен чувствовать зритель, когда смотрит на мою фотографию?
Поверите вы в это или нет, но большинство людей оценивают вашу
работу именно по этим критериям, даже если они не произносят этих
вопросов. Они это делают инстинктивно. Так же как обычно это делаете и
вы. Просто в случаем оценки собственной работы вы не можете доверять
своим инстинктам на сто процентов. Поэтому забудьте на время об
инстинктах и обопритесь на логику и эти вопросы. Они помогут вам
сделать очередной шаг на пути к хорошей фотографии.
Но несмотря на все то количество логики и здравого смысла, что я на
вас тут вывалил, все-таки, в следующий раз нажимая кнопку спуска
затвора… прислушайтесь к своему сердцу. Только при полной синхронизации сердца и затвора рождается чудо – Фотография с большой буквы…
Источник: http://www.photoscape.ru/ |